ЗИС-32 – серийный полноприводный советский грузовой автомобиль, созданный в начале 1940 года на автозаводе имени Сталина. Произведено 197 серийных автомобилей.


Прототипом ЗиС-32 явился НАТИ-К2 (НАТИ-ЗИС-К2), разработанный и испытанный в 1939 году в Научном автотракторном институте и представлявший собой переработанную под полный привод модификацию серийного заднеприводного трехосного грузовика ЗиС-6.


Несмотря на то, что фактически еще в конце зимы 1939 года НАТИ-2К был принят на вооружение как полноприводный грузовик для армии, предстояло довольно много проблем.



На ЗИСе самые большие проблемы возникли с редуктором и главной передачей. И дело тут даже не в том, что узел базировался на сугубо «газовских» деталях, а Лихачев ни за что не хотел быть зависимым от «конкурента-ГАЗа» по комплектующим. В те «строго централизованные» времена не так уж много и зависело от желания или нежелания конкретного руководителя. По большому счету, дело упиралось в технику и технологию, которая с большим трудом и оговорками допускала согласование элементов моста ЗИС-5 с «газовской» главной передачей. Мало того что там были отличавшиеся от принятых на ЗИСе шлицы, резьбы, базовые размеры и прочее, но там были еще и очень неудобные для связи полуоси со шпоночными концами, выполненные заодно с полуосевыми шестернями (к тому же сами полуоси выпускались лишь одинаковой длины). Весьма трудоемко и неудобно (только через переходники) стыковались с ними шарниры «Рцеппа», имевшие шлицевые концы. И то, что НАТИ смог сделать на опытных образцах «К2», у автозавода имени Сталина для серийного производства технологически никак не выходило. Но и это еще не все – разные передаточные отношения мостов усложняли привод к ним (по раздаточной коробке, карданным валам и прочим элементам). Поэтому было принято решение использовать «свои» главную передачу от ЗИС-5 и схожую с задней неразъемную балку для переднего моста (типа «банджо»). За такую унификацию ЗИС-32 «расплатился» увеличением «мертвого» веса и ухудшением тягово-динамических свойств, поскольку нагруженный значительно меньше передний мост получил такую же громоздкую и тяжелую двойную главную передачу, что и задняя, заключенную в подобную тяжелую цельнолитую балку, что и задний мост. С расчетной точки зрения решение это было весьма невыгодным, но похоже, что другого выхода у ЗИСа не было.

Необходимо подчеркнуть, что НАТИ-К2 и ЗИС-32 были все же разными машинами, как в отношении производителя, так и конструктивно. Никогда не существовало ЗИС-32 с разьемным «газовским» передним мостом, равно как и НАТИ-К2 с редуктором типа ЗИС-5. Однако, к сожалению, в литературе, начиная с Л.М. Шугурова, НАТИ-К2 (изображения которого более известны) почти везде именуют как ЗИС-32, что абсолютно неправильно.

Проект ЗИС-32, отправленный заказчику на утверждение, вызвал и другие нарекания. Военные потребовали установку передних буксирных крюков (у НАТИ-К2 они отсутствовали), креплений для винтовки в кабине и ряд других мелочей, но главное – их не устраивала недостаточная мощность двигателя ЗИС-5 в 73 л. с. Если мелкие замечания на ЗИСе были учтены сразу, то по двигателю сделать это было куда как труднее, ведь форсированных ЗИС-16, которые еще только начали производить, остро не хватало.

В сентябре 1940 г. под Москвой прошли расширенные испытания машин повышенной проходимости с привлечением специалистов НАТИ, ЗИСа, ГАЗа и заинтересованных ведомств. Результаты испытаний показали, что из всех представленных машин требованиям РККА отвечают только полугусеничный ЗИС-22-52 (с принудительным зацеплением гусениц) и «двухосный автомобиль ЗИС-32Р с приводом на все колеса». Эти модели и были рекомендованы к серийному производству.

Согласно плану работ по ЗИС-32 с октября 1940 года уже предусматривалось начало их серийного выпуска. В октябре планировалось собрать 5 машин, в ноябре –10, в декабре – 25. Последующий годовой объем выпуска должен был составить 4000 шт.

Однако освоение производства ЗИС-32 в таких количествах требовало приобретения нового оборудования и производственных площадей размером 2500 м2. Свободных на заводе не было, а существующие были заняты под ЗИС-22 и ЗИС-33. Поэтому вплоть до окончания финской кампании работы по ЗИС-32 фактически были заморожены. Первоначальный срок был отменен, и дата начала выпуска смещена на следующий год. Соответствующим постановлением московскому заводу предписывалось создать к августу 1941 г. мощности по выпуску 2000 экземпляров ЗИС-32.

Машина обещала стать действительно первым полноценным отечественным вездеходом грузоподъемностью 3 т на шоссе и 2,5 т на грунте. По всем основным параметрам она не отличалась от стандартного ЗИС-5, однако имела меньшую ширину (2215 мм), большую высоту (2330 мм) и погрузочную высоту платформы (1320 мм), иные колеи переднего и заднего мостов (1550 и 1720 мм соответственно), равный дорожный просвет под передним и задним мостами (260 мм). Масса ЗИС-32 в снаряженном состоянии возросла до 3680–3700 кг (что все равно являлось неплохим показателем), расход топлива увеличился до 35–38 л/100 км, а его эксплуатационная норма – до 38–43 л/100 км. Но несмотря на это, машина благодаря дополнительному топливному баку, расположенному сбоку под грузовой платформой (общий объем их составил 115 л) обладала в полтора раза большим (300–330 км) запасом хода, чем ЗИС-5. Наименьший радиус поворота с шарнирами «Рцеппа» составлял 8,6 м, а с шарнирами «Спайсер» – 9,1–9,5 м. «32-й», комплектовавшийся шинами 36х8 дюймов, с полной нагрузкой мог преодолевать подъемы до 30–32 градусов и брод до 0,75 м.

Надо сказать, что некоторым экземплярам ЗИС-32 все же повезло стать обладателями более мощного силового агрегата типа ЗИС-16 (85–88 л. с.), что положительно влияло на показатели. Так, максимальная скорость при обычном 73-сильном двигателе равнялась 60 км/ч, а с мотором ЗИС-16 возрастала до 65 км/ч. А вот стандартного трубчатого 3-рядного радиатора ЗИС-5 иногда для охлаждения не хватало, поэтому при возможности ЗИС-32 стремились укомплектовать 4-рядным радиатором от ЗИС-6.

Одноходовая 2-ступенчатая раздаточная коробка-демультипликатор устанавливалась за КПП на поперечине рамы. Крутящий момент от двигателя через РК на мосты передавался тремя открытыми карданными валами с шестью шарнирами «Спайсер» на игольчатых подшипниках. Задний мост практически не изменился, но передаточное число главной передачи увеличили с 6,41 до 7,67.

В последние довоенные дни полноценное производство ЗИС-32 еще только налаживалось, да и о каких-либо модификациях машины речь не велась, не до этого было. Каждый экземпляр при сборке требовал тогда индивидуального подхода, и всегда что-то было не так. В основном подтекал сальник нижнего вала раздаточной коробки, случались другие «казусы». Конструкторы «не вылезали» из сборочного цеха и, по воспоминаниям Б.М. Фиттермана, за каждую собранную машину получали по приказу Лихачева по 1000 руб. А уже с конца июня по нарастающей последовали неотложные фронтовые заказы, осложнявшие ситуацию. Вот такое «малое, но трудоемкое» производство и продолжалось до 16 октября, когда и без того скромный выпуск ЗИС-32 был прекращен. Началась эвакуация...

Всего успели изготовить 197 серийных ЗИС-32, все с цельной балкой переднего моста типа «банджо» (главное отличие ЗИС-32 от НАТИ-К2), но с разными шарнирами и поворотными цапфами. Эти две сотни моментально и почти бесследно были «распылены» между фронтовыми и тыловыми подразделениями и организациями.

Интересную информацию содержит Постановление ГКО № 98сс от 11 июля 1941 г. о формировании особой танковой бригады из добровольцев-специалистов заводов Наркомата среднего машиностроения (куда входили и все автозаводы). Среди списка автомобилей, которыми комплектовалась бригада, фигурируют 15 экземпляров ЗИС-32. Согласно последующих документов ГКО, на 20 августа эта танковая бригада имела 20 автомобилей ЗИС-32, из которых 5 - бортовых, а 15 - как шасси самоходных 37-мм зенитных установок. Несколько машин были переданы на авиабазы МВО, где по крайней мере два ЗИС-32, приписанных к какому-то аэродрому, очевидцы видели и после войны.

Часть экземпляров ЗИС-32 попала во Вторую ударную армию (2-ю УДА), где наряду с собранными из других частей и подразделений полугусеничными машинами они должны были обеспечить перевозку грузов в условиях особо тяжелого снежного бездорожья. В задачи 2-й УДА входил прорыв блокады Ленинграда. Из этого, увы, ничего не получилось - зимой 1941-1942 гг. армия была окружена и блокирована, а имевшаяся техника, во избежание захвата противником, уничтожалась путем подрыва.

Не так давно силами Национального автомобильного музея (Санкт-Петербург) с места гибели 2-й УДА (Новгородская область) были вывезены фрагменты нескольких уникальных машин. Нашлись там в районе Малого Замошья и останки одного ЗИС-32. Но, увы, вывозить и реставрировать было уже нечего. Все, что осталось от машины, являло собой клубок исковерканного железа. От переднего моста, коробки и раздатки почти ничего не осталось. Более-менее сохранились лишь элементы задней части рамы и фаркоп.

Почти все остальные экземпляры ЗИС-32 (кроме задействованных в тылу на автозаводах) попали на фронт. Между прочим, как отмечали военные, ЗИС-32 был очень хорош в роли арттягача, так как его максимальное тяговое усилие (до 3680 кгс) было не хуже, чем у гусеничного СТЗ-5. Однако артиллерию снабжали хуже авиации и танковых войск, поэтому там «32-х» уже практически не было.

И, тем не менее, скупые следы их пребывания на фронтах все же можно найти. Так, водитель-фронтовик из барнаульской автоколонны № 1245 В.И. Фонаков вспоминал впоследствии, что в 1943 г., воюя на 1-м Белорусском фронте, наблюдал «экземпляр полноприводного ЗИС-5, который в их части некоторое время применялся для транспортировки полевой кухни». Как-то раз Василию Ивановичу посчастливилось даже проехаться на нем, поэтому он хорошо запомнил диковинный грузовик-вездеход с «увесистой круглой болванкой» переднего моста.

В послевоенные годы отдельные экземпляры ЗИС-32 кое-где еще «всплывали». Две машины «с аэродрома» очевидцы видели на улицах Москвы в районе Чистых прудов. В октябре 1945 г. на военном полигоне в Бронницах начали собирать всю технику Великой Отечественной, и одним из первых экспонатов туда как раз поступил образец ЗИС-32. Машина эта хранилась в закрытом ангаре на колодках и вполне могла «дожить» в отличном состоянии до наших дней, однако впоследствии была безжалостно уничтожена. Да и на самом московском автозаводе имени Сталина–Лихачева долгое время тоже сохранялся экземпляр ЗИС-32, с большими стараниями сбереженный во время войны, но и он в конце 1960-х по чьему-то варварскому распоряжению был порезан на лом. 

На сегодняшний день, как это ни грустно, какая-либо информация о хотя бы одном сохранившемся где-то ЗИС-32 полностью отсутствует. 


Технические характеристики ЗиС-32: двигатель 6-ти цилиндровый ЗиС-16 мощностью 82 л. с., снаряженная масса – 3,68 т.; грузоподъемность – 3 тонны; мест – 2; передач – 8 (4 х 2); привод – полный 4 х 4.

Комментарии